Экологические сказки про насекомых

Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

(В.А. Сухомлинский)

Экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, он не только познает, но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события, которые происходят при нем.

Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года.

Чему же учат экологические сказки?
— познавать окружающий мир;
— воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
— думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

 

 

Экологическая сказка «Катя и божья коровка»

Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу. Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками. Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:

— Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.

– Ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает? –  Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.

–  Разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка. –  Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.

–  Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.

Как вы думаете, что ответила божья коровка?

–   Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» — объяснила божья коровка.

–  Извини, пожалуйста, –  сказала девочка, –  я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам. И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.

–  Куда делась бабочка? – удивилась девочка.

–  Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?

–   Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: –   Я хочу быть другом.

–  Ну и правильно, –   заметила божья коровка, –   у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые опылители.

–   Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!

–   Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало. — А вот ещё шмель, только поменьше, — воскликнула девочка. — Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.

–   Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.

–   Да, все насекомые очень хитрые, –   с гордостью произнесла божья коровка. В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики. –   Кто же это стрекочет? – спросила Катя.

–   Это кузнечики, –   объяснила божья коровка. –  Мне бы хотелось увидеть кузнечика! Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула.

Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.

–  А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, –   засмеялась девочка.

–   Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?

–   Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.

–  Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.

Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.

–  Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы. Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:

–   Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.

–  Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, –   пообещала ей божья коровка.

Вопросы:

  • Кого Катя встретила на лугу?
  • О чём попросила Катю божья коровка?
  • Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
  • Чем полезны стрекозы?
  • Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?
  • Как насекомые спасаются от врагов?
  • Попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые?

 

 

Экологическая сказка «Капустная бабочка»

Серёжа поймал на огороде беленькую бабочку и принёс к отцу.

–  Это вредная бабочка, – сказал отец, – если их разведётся много, то пропадёт наша капуста.

– Неужели эта бабочка такая жадная? – спрашивает Серёжа.

– Не сама бабочка, а её гусеница, – ответил отец. – Бабочка эта нанесёт крохотных яичек, и из яичек выползут гусеницы. Гусеница очень прожорлива, она только и делает, что ест да растёт, когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьёт, лежит без движения, а потом вылетает из неё бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка: из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, а бабочка нанесёт яичек и замрёт где-нибудь на листе.

Вопросы:

  • Кого поймал на огороде Серёжа?
  • Что он узнал о бабочке?
  • Где можно встретить эту бабочку?
  • Почему её называют бабочка – Капустница?

 

 

Экологическая сказка «Друзья леса»

Деревья облепили мохнатые гусеницы. Лес почернел, будто после пожара. Елка, что росла над большим муравейником, взмолилась:

—Ох, бедная я! Пришла моя погибель.

– А мы-то для чего, подружка? – воскликнул Красный муравей. – Если ты погибнешь, как мы жить будем? Кто нас защитит от бури, дождей, жары?

Муравей быстро собрал в муравьином городе, построенном из хвойных иголок, своих друзей и стал с ними совещаться. Вскоре муравьиная дружина полезла по стволу ели. Муравьи расползлись по веткам и набросились на гусениц. Елка повеселела. Но на ее беду в это время мимо проходил старый Медведь. Увидел он муравейник и решил полакомиться своим любимым блюдом. Опустил он в муравейник лапу, муравьи поползли по ней, а медведь мигом слизнул их языком. Хитрый был медведь – не ел муравьев прямо из муравейника, чтобы на язык не налипли иголки.

–   На помощь! – пропищал Красный муравей.

–   На помощь! – крикнула Елка. Услышал их лесничий, прибежал на шум. –   Ах ты, старый разбойник! – возмутился он. – А ну марш отсюда, а не то как пальну в тебя из ружья! Медведь бросился наутек. Лесничий обнес муравейник колючей проволокой, чтобы никто не мог его разрушить, и ушел. А Красный муравей со своими друзьями снова полез на елку. Скоро они очистили ее от нахальных гусениц.

Вопросы:

  • Почему муравьи свои дома из хвои строят?
  • Кто еще деревья от гусениц и жуков спасает?
  • Что произошло бы с елкой и муравьями, если бы не помощь лесника?
  • Почему нельзя разорять муравейники?
  • Какими качествами должен обладать лесник, чтобы в его лесу все себя хорошо чувствовали?

Экологическая сказка «Ветер, птичка и муравей»

Сошлись однажды ветер Задувало, птичка Славка и муравей Собирала. Разговорились и так подружились, что решили не разлучаться – одно и то же дело делать и в одном и том же доме жить. Вот пошли они искать себе работу. Идут, идут, дошли до огорода. Увидел их овощевод и спрашивает:

–  Куда, ребята, идете?

А ветер Задувало за всех отвечает: –  Идем искать себе работу.

–  Идите ко мне, – говорит овощевод. – Есть у меня работа: трещотку вертеть, кротов пугать, овощи от них спасать.

–   Эта работа как раз по мне, – сказал ветер. Тут все трое пришли на огород и видят: стоит кол, а на верхушке у него вертушка – трещотка. Как дунет на нее ветер! Вертушка завертелась, затрещала, кол задрожал, а кроты под землей побежали с огорода прочь.

–   Вот спасибо, – сказал овощевод, – оставайся у меня работать. А ветер Задувало отвечает:

–   Мы все трое решили одно и то же дело делать и в одном и том же доме жить. Так пусть теперь мои товарищи попробуют подуть. Птичка Славка села на трещотку, клюнула ее в крыло, но она – ни с места.

–  Ну, и плохая же ты работница, – сказал овощевод.

А муравей Собирала говорит:

–   Я и пробовать не стану: сестрице не под силу – мне и подавно. Делать нечего, простились друзья с овощеводом и пошли дальше. Идут, идут, дошли до фруктового сада.

Увидел их садовод и спрашивает:

–   Куда, ребята, идете? А птичка Славка за всех отвечает:

–   Идем искать себе работу.

–   Идите ко мне, – говорит садовод. – Есть у меня работа: с вредными жуками и гусеницами сражаться, фруктовые деревья спасать.

–   Эта работа как раз по мне, – сказала птичка Славка. Тут все трое зашли в сад и видят: на деревьях сидят жуки и гусеницы и прогрызают в листьях дырки. Как налетит на них Славка! Жука за жуком хватает, гусеницу за гусеницей клюет!

–   Вот спасибо! – сказал садовод, – оставайся у меня работать.

А птичка Славка отвечает:

–   Мы все трое решили одно и то же дело делать и в одном и том же доме жить. Так пусть теперь мои товарищи попробуют поклевать. Ветер Задувало нацелился на жука, но вместо него сбил на землю яблоки.

–   Ну и плохой же ты работник! – сказал садовод.

А муравей Собирала говорит:

–   Я и пробовать не стану: братцу не под силу – мне и подавно. Делать нечего, простились друзья с садоводом и пошли дальше. Идут, идут, дошли до опушки леса.

А им навстречу бабушка. Увидела их и спрашивает:

–   Куда, ребята, идете? А муравей Собирала за всех отвечает:

–   Идем искать себе работу.

–   Идите ко мне, – говорит бабушка, – полечите мои больные ноги.

–   Эта работа как раз по мне, – сказал муравей Собирала, – я хороший доктор. Влез бабушке на ногу. Впрыснул ей под кожу муравьиной кислоты.

–   Вот спасибо, – сказала бабушка. – Оставайся у меня больных лечить. А муравей отвечает:

–   Мы все трое решили одно и то же дело делать. Так пусть мои товарищи попробуют полечить.

Но ветер Задувало и птичка Славка говорят:

–   Мы и пробовать не станем: у нас нет никаких лекарств, нам нечем лечить. Делать нечего, простились друзья с бабушкой и пошли дальше. Идут, идут и пришли в густой зеленый лес.

–  Куда, ребята, идете? – зашумел лес.

А ветер Задувало, птичка Славка и муравей Собирала в один голос отвечают:

–  Идем искать себе работу.

–   Оставайтесь у меня, – сказал лес. – Есть у меня работа: разносить мои семена, а то они прорастут рядышком с растениями-матерями и всем будет тесно. Ветер взглянул вверх и увидел: висят на деревьях под широкими листьями разные крылатки с семенами.

–  Эта работа по мне, – сказал ветер. Сорвал с деревьев крылатки, закружил их в воздухе и унес. Птичка посмотрела в лесную глушь и увидела: под деревьями растут кусты, а на них – ягоды.

–  Эта работа по мне, – сказала птичка. И стала клевать ягоды, а семена ронять на землю, подальше от кустов. А муравей смотрел на траву и видел на травинках разные семена, а у семян – приростыши.

–   Эта работа по мне, – сказал муравей. И он пополз по травинкам за семенами. Белые приростыши отгрызал от семян и ел, а семена по земле растаскивал. Так и остались друзья в лесу. Все делают одно и то же дело: семена лесные сеют. Все живут в одном и том же доме: ветер Задувало – между ветками деревьев, в третьем этаже, птичка Славка – на кустах, во втором этаже, муравей Собирала – на земле, в первом этаже.

 

 

Вопросы:

Попросите детей закончить предложения: Если бы в лесу не дул ветер, то… Если бы из леса улетели птицы, то… Если бы в лесу не жили муравьи, то… Чем бы закончилась эта сказка, если бы мудрый лес не пригласил трех друзей к себе на работу? Представьте, что трое друзей посеяли новый лес. Нарисуйте этот лес и расскажите о его обитателях. Семена каких деревьев, кустарников и растений чаще всего сеет ветер? Какие семена чаще всего сеются птицами и муравьями?