Беседа по местам «Боевой славы»

Приближается всенародный праздник 9 Мая — День Победы. Все люди нашей страны отмечают его.

75 лет назад закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу.

— Ребята, а вы знаете, что такое музей?

Музей — это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах ВОВ, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

Сегодня я хочу вам рассказать о событиях тех дней. 21 июня 1941 года Германия

вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая

принесла много горя, разрухи, несчастья и унесла множество человеческих жизней.

Война шла долгих четыре года. И военные, и мирные жители городов и деревень

защищали нашу Родину с моря, воздуха и на земле. С помощью военной техники

народ нашей страны отстоял победу. Но какой ценой…Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить о войне. Посмотрите, как много экспонатов представлено в нашем музее.В память о них воздвигнуты памятники,мемориалы, открыты музеи. В нашем г.Симферополе тоже есть мемориал Воинской славы, находится в Гагаринском парке. Сегодня я предлагаю вам рассмотреть предметы военных солдат, военное снаряжение, боевая техника. Все это — живые страницы такой далекой войны. Но, пожалуй, самыми живыми являются документы, найденные у погибших солдат.К сожалению, найти документы у погибших сегодня — большая редкость. Но вот некоторые предметы мы с вами рассмотрим.

ОРДЕНА И МЕДАЛИ.

Стойко и мужественно сражались защитники Родины. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью. За храбрость и героизм их награждали орденами и медалями. Посмотрите, какие ордена и медали находятся у нас в музее.Это ордена Великой Отечественной Войны I и II степени, ордена Славы I и II степени, различные медали: «За Победу над Германий», «За Отвагу», «За Боевые Заслуги», «За оборону Сталинграда» и др.

Рассматривание наград

— А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат?

— Какими они были? (Ответы детей)

Правильно, смелыми,храбрыми,отважными,мужественными,бесстрашными.

2.СВЯЗИСТЫ И РАДИСТЫ.

Ребята, а вы знаете, кто такие связисты?

Что мы знаем о подвигах военных связистов?(предположительные ответы детей)

Как правило, эти люди находятся в тени. Между тем,важная роль в успехе той или иной боевой операции принадлежит именно военным связистам… «Связь как воздух. Когда она есть, мы ее не замечаем, но без нее сегодня невозможно», — говорят связисты. Без них путь

нашей страны к Великой Победе был бы куда труднее.Без связи были бы невозможны ни управление войсками,ни передача информации, ни оповещение мирных жителей о предстоящих бомбежках.

3.Ребята посмотрите это военная  каска. Для чего нужна была каска?

Чтобы защищать головы солдат. В ВОВ каски спасли жизни миллионам наших солдат. Для них была разработана особая марка стали: пластичная и в то же время прочная, пуленепробиваемая.

Сейчас я приглашаю вас к следующему экспонату нашего музея. Это солдатский костёр. В редкие минуты тишины солдаты собирались у костра, чтобы немного отдохнуть, написать письма родным и близким.

Экскурсовод: А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).

Конечно, больше всего они ждали писем виде маленьких треугольников.

Сейчас я покажу вам такое письмо.

А еще солдаты любили петь песни, Гармонист брал в руки гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких, и родных. Очень короткими были минуты отдыха, и снова нужно было идти в бой.

ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ. Когда на фронт ушли отцы, мужья, старшие братья, женщины оставались дома, в тылу. Они взяли на себя всю тяжелую работу: работали врачами и медсёстрами в госпиталях. Трудились на совесть, не уходя из госпиталя. Свое дело сводили к тому, чтоб скорее вылечить раненых и чтоб они скорее поправились…. Очень трудно было работать: не хватало лекарств, бинтов, специалистов.  Каждый день без сна и отдыха приходилось проводить по нескольку операций.  Вся работа ложилась в основном на женщин. Выходных не имели, приходилось работать и ночью.

— Что такое госпиталь? (Ответы детей). Это больница для раненых солдат.

Экскурсовод: Как вы думаете, чем в это время были заняты дети? (Ответы детей).

Дети тоже не остались в стороне. Мальчишкам и девчонкам было теперь не до игр. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай. Ребята постарше трудились на заводах, помогая взрослым изготавливать оружие. Трудились ребята наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь необходима. Мальчишки и девчонки были частыми гостями в военных госпиталях.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какую помощь могли оказать дети? (ответы детей)

Вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили, поправляли постель, приносили воду, убирали помещения, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали. А ещё ребята готовили подарки бойцам, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года перчатки, варежки, носки, шарфы, которые вязали девочки.

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА. В борьбе с врагом обычно применялось боевое оружие и

военная техника.

Назовите, пожалуйста, виды военной техники, которые вы знаете?

(предположительные ответы детей).

Существует много видов военной техники. Но я хочу рассказать вам о тяжелой

военной технике – это танки. Советский танк Т-34 был лучшим среди первых танков.

Высокая скорость, большая проходимость, огромная пушка сделали его легендарным.

Этот танк сыграл решающую роль в Победе.

Ребята, люди какой профессии управляют танком?(предположительные ответы детей).

Но во время войны не только танки принимали участие в боях и сражениях. Хочу

обратить ваше внимание на самоходную пусковую установку

А вы знаете, как она называется? (ответ детей).

Правильно — «Катюша». Один из самых грозных видов техники. Это мощное средство поражения противника стреляет ракетами. Именно она давала всем войскам сигнал к наступлению.Фашисты ее боялись и говорили: «Эта машина –непобедима и стреляет целым складом боеприпасов.

Рассматривание военной техники.

ВОЕННАЯ ФОРМА. В одном из фильмов о войне солдат сказал: «Есть такая

профессия – Родину защищать».

Что это за профессия? (воинская, солдатская).

Конечно же, защитники наших дней отличаются и внешним видом и оружием.

Назовите, пожалуйста, рода войск, которые вы знаете?

Воздушные, морские, наземные (моряки, летчики, танкисты,

пехота).

А как называется одежда, в которую они одеты? (форма).

Дети, а кто знает, что такое шинель и для чего она нужна

солдату? А плащ-палатка?

Шинель служила солдатам одеялом и спасала от холода.

Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега.

Ребята, а вы знаете, что делали солдаты для того, чтобы их

не замечал враг?

Они надевали маскировочные халаты, бывают (белые и камуфляжные) чтобы их не

было заметно на снегу и в траве. Солдаты стояли на посту в мороз и стужу, в дождь и

зной.

ИТОГ. Война длилась долгих четыре года. Наши солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. 9 мая 1945 года кончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником – Днем Победы.Пусть на земле всегда будет мир, пусть радуются и смеются дети, улыбаются взрослые, а с улицы всегда раздается пение птиц и детские голоса.

На этом наше экскурсия  закончилось, всем спасибо.

РЕФЛЕКСИЯ.

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Что вам запомнилось больше всего?