Игры для развития мелкой моторики

       Дети, нуждающиеся в помощи логопеда, редко имеют уверенную коор­динацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная нелов­кость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и пе­реключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находит­ся в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задер­живается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Учеными было доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятель­ность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.

Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мел­кую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воз­действия.

Именно та часть работы, которая направлена на развитие мелкой моторики легко доступна заинтересо­ванным родителям.

Первое, с чем встречается ребёнок, приходя в группу детского сада, — это предметно-развивающая среда. В каждой группе в свободном доступе  находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики: «за­стёжки», «шнуровки», конструкторы и мозаики и много др., вы­зывающих у детей интерес и желание играть с ними.

Кроме традиционных пособий, можно предложить нетрадиционные пособия.

Это игры, которые вы можете использовать не только дома за столом, а и в дороге, в поликлинике, на прогулке и т.д.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже проис­ходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения.

Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и про­извольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм ды­хания, развивается речеслуховая память.

Игры с пальчиками

  1. «Пальчики здороваются»

На каждый слог прикасаются подушечки одноименных пальцев правой и левой руки

Дятел! Дятел!
Тук! Тук! Тук!
Эй, приятель,
Я не жук
Ты не жук,
Тогда — пока,
Но похож ты на жука.

 

 

  1. «Дружная семейка».

На каждую сточку массажируем подушечку пальца, начиная с большого.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я –

Вот и вся моя семья.

 

  1. «Медведь».

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.

Шёл медведь к своей берлоге,

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»,

  1. «Щелчки».

Ладонь прижата к столу, пальцы раз­ведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой при­жимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком рез­ко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5-й строчки — смена рук.

Поднял ушки бурундук.

Он в лесу услышал звук:

Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

  1. «Пальчики кивают».

Руки на уровне груди, пальцы подняты вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строку осуществляется «ки­вание» одного пальца по 2—4 раза

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили                       

  1. «Ежиха и ежата».

На каждый ударный слог осуществляют­ся поглаживающие движения ладонями. По­верхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

  1. «Гладь мои ладошки, ёж».

Взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами
Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

  1. Растирание ладоней бигудями (любое стихотворение)
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом
  3. Надавливание не заточенным краем карандаша на подушечки пальцев
  4. Рисование не заточенным краем карандаша по ладошке

Ладошка – это солнышко,

Пальчики – лучики

Поет о солнце скворушка,

Поют о нем грачи.

  1. «Яичко»

Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила, —

с этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда.
И снесла яичко
Умница-синичка, —

взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».
Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно —
Так у птиц заведено.

  1. «Циркачи».

Ребёнку даётся по паре каучуковых мя­чиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

  1. «Силачи»

Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца.  Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!
Я сожму своё кольцо —
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

  1. «Котенок-глупыш».

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем»  ногтевые фаланги: от указательного – к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

  1. «Клювы».

Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами — от указательных к мизинцам — и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строку осуществляется по одному взятию палочки

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у цапли

И журавля!