Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду
в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
(из опыта работы)

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов  здоровья  каждого малыша:  физического,  нервно-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является  приоритетной, особенно  в  адаптационный  период, когда  ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Базовая ценность – здоровье  превращается  в  воспитательную задачу, которая предполагает в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной  на  создании  комфортных и уважительных  условий для  малышей, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Поступление ребенка в детский сад  является  особым  периодом  жизни  для всей семьи: и  для  ребенка  и  для родителей.  Для  малыша  – это сильное стрессовое  переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Отсутствие родителей, необходимость общения со сверстниками  новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая стрессовую ситуацию.

Мы всегда должны помнить насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья малыша он может спровоцировать.

Психологами выявлены наиболее существенные проблемы с которыми малыши приходят из дома ДОУ. У детей поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно – психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами. Наибольшая задержка  проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели готовности к школе. Успешное решение этих проблем возможно только при целенаправленной, совместной работе воспитателей и родителей. Объединяя свои усилия, обеспечивая малышу эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка — ему на благо.

Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого ребенка.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, нами в комплексе используются различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется чтобы мама все время была рядом. Педагогами группы раннего возраста были разработаны проекты: «Волшебный сон», «Вместе с игрушкой», «Колыбельная». Целью проектной деятельности стало снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности, повышенной возбудимости, раздражительности и двигательного беспокойства ребенка. Родителям было предложено посещение детского сада ребенком с любимой игрушкой, беседы о том как себя чувствует игрушка в группе помогает раскрыть истинную картину эмоционального состояния ребенка  т. к. все свои переживания дети переносят на игрушку.  Многие родители приняли участие в нашем проекте, придумали и воплотили в жизнь интересные «игрушки – засыпалки».

Колыбельные –это  первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запомнить слова, их значение. Колыбельные снимают тревожность, возбуждение, действуют успокаивающе. Доказано, что те дети, которым поют в детстве вырастают более нежными, добрыми. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Исследования показали, что с  помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начинает говорить. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире.

Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью – активностью, как свойство живого организма она выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития. Ребенок будет развиваться лишь тогда, когда он вовлечен в активную деятельность.

Использование «сенсорной тропы» играет большую роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания.

Физические упражнения расширяют функциональные возможности детей раннего возраста, необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость. Упражнения укрепят и сделают более эластичными мышцы и разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными.
Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что расслабление в такой же степени необходимо для развития мышц как и тренировка, нервная система получает полноценный отдых.

Игровые методы взаимодействия с ребенком в релаксационных играх являются прекрасным посредником для установления контакта. Песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.   Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности  направлена на формирование контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», эмоциональное доверие к воспитателю. Первые игры носят фронтальный характер, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Сказкотерапия – это процесс воспитания Внутреннего ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни. Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние.

Период 2-3 лет сензитивный  для сенсорного развития. Знакомясь с предметами и явлениями, ребенок осваивает свойства обследуемых объектов – форму, величину, строение, положение в пространстве, цвет.

Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребенка: внимание, память, речь, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Все эти важные способности в данном возрасте лучше всего развивать именно в процессе практических предметных действий. Кроме того, действуя с предметами, ребенок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Воспитание и развитие ребенка в детском саду невозможно без  родителей, мы стараемся чтобы они  были активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. С большим энтузиазмом многие родители принимают участие в массовых мероприятиях детского сада при реализации совместной деятельности каждый вносит крупицу своего труда, умения,  творчества.

В показателях окончания адаптационного периода можно рассмотреть два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения т.е. (способность легко войти в новые жизненные условия).

Только тогда, когда и в группе, и дома ребенок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, ест с аппетитом, спокойно общается с  окружающими, действует с предметами, можно считать, что он адаптировался  к новым условиям.

Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, что позволяет выполнять целевые  ориентиры образования в раннем возрасте.

Стабильный показатель легкой адаптации происходит благодаря соблюдению в дошкольном общеобразовательном учреждении следующих требований:

  • адекватное управление процессом привыкания детей к условиям общественного воспитания, предусматривающего контроль норм и сроков комплектования групп со стороны администрации ДОУ;
  • создание благоприятного микроклимата в группах;
  • составление ориентировочных графиков пребывания вновь поступивших детей в группе;
  • профессионализм кадров;
  • индивидуальный подход к организации условий для обеспечения полноценного двигательного режима дня;
  • информационно-просветительская работа с родителями;
  • своевременный медико – педагогический контроль.

Можно сказать, что те условия, которые  мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.